top of page
MidasPack main (1).jpg

Финансирование солнечных электростанций

Финансирование солнечных электростанций

История успеха компании MidasPack в сотрудничестве с ProCredit Bank

СПЕЦПРОЄКТ

ProCredit Bank — украинский банк с немецким капиталом, который уже 23 года работает на рынке Украины. Одно из направлений, которые банк активно поддерживает, — финансирование проектов, связанных с энергоэффективностью, возобновляемыми источниками энергии, защитой окружающей среды. Только за 2023 год он профинансировал 119 «зеленых» инициатив украинского бизнеса на общую сумму 15,9 млн евро. Среди них и проект Сергея Муся и Николая Ващука — двух предпринимателей из Волыни, основателей компании MidasPack, которые благодаря партнерству с ProCredit Bank построили собственную солнечную электростанцию. Теперь она не только питает энергией их производство, но и дает возможность заработать на «зеленом» тарифе. Предприниматели рассказали «Минфину» об истории становления бизнеса и их сотрудничестве с ProCredit Bank.

Сергей Мусь и Николай Ващук производят биг беги — большие полипропиленовые контейнеры для хранения и транспортировки сыпучих материалов. Продукция их компании MidasPack пользуется стабильным спросом даже в военных условиях. В частности, украинские энергетики используют ее для защиты дорогостоящего оборудования от российских ракет, а агрохолдинги - для экспорта своей продукции.

Николай Ващук

Сергей Мусь

С чего все начиналось

С чего все начиналось

Сначала партнеры нашли поставщика ткани. Затем начали искать соответствующего производителя оборудования. В Киеве удалось выйти на подрядчика, который смастерил достаточно примитивное раскройное оборудование. Партнеры купили несколько швейных машин б/у, пресс, и смонтировали из этого всего небольшую производственную линию. Пусконаладочные работы пришлось выполнять собственными силами, ведь все свободные средства (около €20 000) они инвестировали в оборудование и аренду помещения площадью 250 квадратных метров в одном из объектов промышленной зоны Луцка. Единственным специалистом, чья помощь оказалась нужной, была опытная швея. «Мы справились с тем, как раскраивать ткань. Но как правильно шить эти большие мешки, чтобы они отвечали всем требованиям и выдерживали нагрузку в несколько тонн, не знали: какими нитками это делать, каким швом. Поэтому пришлось нанять профессиональную швею, которая помогала в этом», — рассказывает Ващук.

В 2009 году будущие партнеры заметили, что спрос на такие мешки в Украине есть, а производят их не так много компаний. Особенно на западе страны. Единственный в регионе завод, который производил что-то вроде биг бегов, был в Житомире. Но это было иностранное предприятие. Оно, в основном, удовлетворяло потребности своего главного офиса за рубежом, а в Украине реализовывало только остатки продукции. Еще два завода работали в Днепре и Харькове. «Мы увидели в этом определенную перспективу. Решили попробовать производить мешки собственными силами», — вспоминает Мусь. Так появилась компания MidasPack.

До создания собственного бизнеса Мусь и Ващук работали в луцкой компании, которая торговала упаковочными материалами: поддонами, мешками и биг бегами. Название последних происходит от английского словосочетания "Big Bag", что дословно означает "большой мешок". Это большие полипропиленовые мешки, способные выдерживать тонны нагрузки. Они похожи на мягкие контейнеры, которые используют для хранения, складирования и транспортировки сыпучих материалов.

Когда появились первые изделия, нужно было убедиться в их качестве. Предприниматели договорились о тестировании с ближайшей металлобазой, где их мешки заполняли отходами производства и ставили на весы. Моделировали разные ситуации и наблюдали за результатом. К примеру, имитировали случаи повреждения мешка, делая на нем разные надрезы или бросая его с небольшой высоты. Такое тестирование и постоянное совершенствование длились полтора месяца, пока изделия стали должного качества.

Первые клиенты

Первые клиенты

Первый крупный заказчик появился где-то через три месяца. Это был один из крупнейших в Украине торфобрикетных заводов – «Волыньторф». Он также реализовывал свою продукцию в биг бегах — как в Украине, так и на экспорт. «Мы с ними связались, сказали, что работаем здесь, рядом с вами. Поэтому, давайте работать вместе. Мы даже готовы всегда держать вам определенный резерв биг бегов. В конце концов, с ними удалось подписать договор на 1 000 биг бегов по 50 гривен за штуку. По тогдашнему курсу это составило $6 200, и было для нас значимым заказом», — говорит Ващук.

Первых клиентов основатели MidasPack искали среди местных мелких производителей топливных гранул и пеллет. Те использовали биг беги для фасовки и рассылки своей продукции клиентам, однако, вынуждены были заказывать их в Днепре или Харькове. «Мы к ним приходили, показывали свои изделия, давали образцы, делали коммерческие предложения. Заказы были, но небольшие – на десятки единиц», – говорит Мусь.

Толчки для развития

Толчки для развития

В несколько раз усилил производственные мощности MidasPack новый раскройный станок, который в 2016 году компания купила в Турции за €60 000. Похожее оборудование предприниматели присмотрели, посещая цеха производителей биг бегов в Польше и Чехии. Это была одна из тех хитрых штук, к которым партнеры иногда прибегали: приезжали к иностранным производителям и назывались клиентами, которые хотят увидеть процесс производства и убедиться в качестве. «Нас водили по цехам. Мы многое видели, расспрашивали, заимствовали и потом внедряли у себя», — с улыбкой признается Мусь. Через три года партнеры купили еще один такой станок.

Искали клиентов и в других отраслях. Например, в том же 2013-м во Львовской области появился крупный производитель масла «Олияр» (бренды «Майола», «Олияр», «Семейная» и «Подсолнечная»). Его изготовляли из подсолнечника, рапса и других культур. Побочный продукт такого производства — жмых. «У них его было очень много. Мы приехали туда, увидели производственную линию и предложили подходящий вариант биг бега для фасовки жмыха. Начали сотрудничать и с ними», — говорит Мусь.

Партнеры постоянно работали на рынке сбыта, искали новые ниши. Достаточно мощный толчок для развития MidasPack дало появление в Украине нескольких семенных заводов. Одним из первых такое предприятие в 2013 году построил агрохолдинг «Мрия» в Тернопольской области. Конечно, MidasPack предложил ему свою продукцию. Удалось законтрактовать 6 000 биг бегов, что стало для партнеров вызовом, потому что месячный максимум, на который они выходили к тому времени, был в три раза меньше. Пришлось расширить швейный цех, докупить еще две швейных машинки б/у, способные шить плотные материалы в несколько слоев. Но предприниматели преодолели все сложности.

Чтобы справиться с все большими объемами заказов, партнеры ввели на предприятии две рабочих смены. Так, не увеличивая парк оборудования, им удалось удвоить объемы производства. Но потом не хватало и этого. «Когда монтировали нашу первую производственную линию, мы понятия не имели, что такое эффективность и как ее достичь» — рассказывает предприниматель.

Переезды и сотрудничество с ProCredit Bank

Переезды и сотрудничество с ProCredit Bank

Незадолго до последней релокации началось сотрудничество MidasPack с ProCredit Bank, которое длится до сих пор. Предприниматели выбирали банк, который бы дал займ под покупку помещения. Сначала они договаривались о займе с другим финансовым учреждением. «Условия были следующие: банк дает €250 000, а остальные мы вносим сами. Свою сумму мы собрали, но банк неделю что-то согласовывал, а потом сказал, что готов кредитовать сделку только на €170 000. Мы были удивлены. Спросили, зачем нам эта сумма и что нам с ней делать», – рассказывает Ващук.

Последний переезд состоялся три года назад, но на этот раз компания уже заселилась в собственное помещение, которое партнеры купили за €450 000, дополнительно вложив €150 000 в его ремонт и подготовку. «Мы месяц готовили этот переезд. Выбрали момент – День Независимости. Три выходных дня подряд беспрестанно гоняли фуры и кран для демонтажа/монтажа оборудования. Скажу честно: опыт так себе. Надеюсь, больше этого делать не придется», — вспоминает Мусь.

Переезжать компании MidasPack приходилось трижды. Впервые это произошло в 2014 году из-за необходимости увеличить производственные площади с 250 до 600 квадратных метров. Но через два года промышленный комплекс, где расположилась компания MidasPack, выкупил новый владелец, у которого на него были свои планы. Поэтому партнерам пришлось вновь менять локацию. Переехали в еще большее помещение площадью 1 500 квадратных метров.

Задержка со стороны банка значительно усложнила переговоры с торговцем помещения. Появился риск того, что покупка вообще не состоится. В конце концов, партнеры решили обратиться в другой банк и подали документы в ProCredit. Идея, как оказалось, была удачной, потому что все решилось достаточно быстро: займ согласовали, а продавец вовремя получил деньги. После этого MidasPack полностью перешел на обслуживание в ProCredit Bank, переведя туда счета и овердрафт на 1,5 млн гривен.

ProCredit Bank помог партнерам реализовать еще один важный проект – установку собственной солнечной электростанции (СЭС). Дело в том, что в районе Луцка, где размещены мощности компании, нет газовых коммуникаций. Это усиливает ее зависимость от стабильной поставки электроэнергии, которая не только питает производство, но и отапливает помещение. До этого чек за электричество в MidasPack достигал летом 60–70 тысяч гривен, а зимой сумма порой была и в два раза выше. Поэтому после зимних блекаутов 2023 года перед партнерами возникла двойная проблема — энергонезависимость и энергоэффективность производства. Решить ее задумали, установив собственную СЭС.

Два месяца ушло на то, чтобы определиться с компанией, которая могла бы спроектировать станцию ​​и поставить соответствующее оборудование. Еще примерно столько же длилась подготовительная работа: подрядчик фиксировал объемы потребления электроэнергии, вычислял его пики, измерял площадь кровли, предполагал, как лучше всего разместить солнечные панели, чтобы они были максимально эффективными. В конце концов, решили поставить СЭС мощностью 100 кВт. В июле начали монтировать оборудование, а уже в августе станция заработала.

Экономический эффект сказался сразу же. «Если в августе 2022-го мы заплатили за электроэнергию 60 тыс. грн, то в августе 2023-го ровно в пять раз меньше», — констатирует Мусь.

Стоимость проекта составила 2,3 млн гривен. И партнерам еще раз пришлось привлекать банковский кредит. «Мы снова обратились в ProCredit Bank. Через несколько дней они согласовали займ. В целом, мне нравится быстрота принятия решений в этом банке. Они сразу говорят "да" или "нет". 

Все предельно четко, и ты знаешь, как действовать дальше. Менеджеры банка, в свою очередь, дают советы, что нужно усовершенствовать в бизнесе, чтобы увеличить шанс на получение положительного ответа», — добавляет Мусь. Это, по его словам, очень контрастирует с другими банками, с которыми партнерам приходилось иметь дело. Если финансовое учреждение долго согласовывает определенные решения, истекает драгоценное время, к тому же, эти решения могут, в конечном итоге, и не устроить клиента.

Базовые условия финансирования солнечных электростанций для собственного потребления электроэнергии от ProCredit Bank:

 

  • сумма финансирования — до 100% стоимости проекта

  • срок финансирования — до 84 месяцев

  • обеспечение — оборудование станции и/или дополнительный залог, не связанный с проектом

  • отсрочка уплаты капитала до 11 месяцев и адаптация графика на весь срок кредита, согласно сезонности основного бизнеса

  • финансирование в сочетании с государственными или международными программами поддержки бизнеса на специальных условиях


Более подробно о «зеленом финансировании» можно узнать на сайте ProCredit Bank — https://procreditbank.com.ua/business-credit.

Теперь партнеры работают над интеграцией своей СЭС в общую энергосистему Украины, чтобы иметь возможность добрать из нее киловатты, которых не хватает в пики потребления, или, наоборот, продавать излишек киловатт государству по так называемому «зеленому» тарифу.

Влияние войны

Влияние войны

Первые несколько месяцев после полномасштабного вторжения компания MidasPack, как и многие другие украинские компании, не работала вообще. Единичные заказы от клиентов начали поступать только в конце марта 2022 года. Чтобы выполнять заказы, а также сохранить оставшуюся часть коллектива в Украине, Мусь с партнером в апреле начали возвращать сотрудников на работу. Из двух прежних смен удалось собрать одну неполную.

Но, несмотря на войну, последние два года для их бизнеса были достаточно успешные. Постепенно компания восстановила 100% мощностей производства, а объем продаж за 2022-2023 годы составил примерно 300 млн гривен. Здесь существенно помогли заказы зернотрейдеров, которые после блокады морских путей начали экспортировать зерно в Европу в фурах, упаковывая его в биг беги. Также были запросы от «Укрэнерго» и местных советов, которые защищали засыпанными песком биг бегами объекты критической инфраструктуры.

Много мягких контейнеров у MidasPack покупали и производители сахара — например, агрохолдинг «Астарта» и компания «Радеховский сахар». Последние также начали искать свои рынки сбыта в Европе и доставлять туда сахар, упакованный в биг бегах. Чтобы обслуживать таких заказчиков, партнерам пришлось получить сертификат ISO 22000. Он разрешил перевозить в мешках компании сырье для пищевой промышленности.

MidasPack сегодня

MidasPack сегодня

MidasPack сегодня - это компания, где работают 86 работников и куда, по словам основателей, уже инвестировано более миллиона евро. Кроме биг бегов, она производит:

  • 50-килограммовые полипропиленовые мешки;

  • Q-Bag — большие мешки из ламинированной полипропиленовой ткани, в которую вшито четыре компенсатора для сохранения квадратной формы при заполнении;

  • полипропиленовые ламинированные вагонные вкладки;

Свою долю на рынке Украины предприниматели оценивают примерно в 10%. Есть, конечно, и экспорт. MidasPack уже два с половиной года сотрудничает с дистрибьютором, который продает их продукцию в Польше. Компания была близка к выходу на рынок Литвы, но полномасштабное российское вторжение помешало этому. Теперь на долю экспорта приходится менее 5% продукции, тогда как до войны она была в 4–5 раз больше.

Liner Bag и вагонные вкладки — тоже вкладки, но в металлические морские контейнеры на 20 и 40 футов, которые используют в полувагонах и контейнерах для транспортировки таких веществ, как техническая сера, негашеная известь, аммиаковая селитра, азотно-фосфатные удобрения и другие сыпучие грузы.

Возможно, предпринимателям еще придется брать займ. Но надежный банковский партнер – ProCredit Bank – у них уже есть, поэтому за этим дело точно не станет.

Что касается планов на будущее, то здесь партнеры размышляют о большей вертикальной интеграции. «Теперь мы зависимы от поставщиков ткани: закупаем ее у пяти разных поставщиков. Планируем наладить собственное производство. Для этого нужны три компонента: полипропиленовая гранула, УФ-стабилизатор и оборудование», – говорит Мусь.

bottom of page